Конкурс Россоловского. Выход пятый.

Пятый Открытый конкурс им. П.А.Россоловского, одно из первых творческих состязаний очного формата в постпандемический период, если таковым можно считать апрель-май 2021 года, прошел в стенах Санкт-Петербургского Музыкально-педагогического училища.
Конкурс П.А.Россоловского – это про хоровое дирижирование и детское коллективное пение. Крестным отцом его, без преувеличения, следует назвать нынешнего директора МПУ Елизарова А.А.
Три конкурсных дня – с 14 по 16 мая были заполнены до отказа традиционно интересной программой, направленной на удовлетворение самых разных запросов профессионального сообщества, так или иначе связанных с работой детских хоров: мастер-классы, хоровые и камерные концерты, встречи с маститыми авторами и даже – мировые премьеры!
Каждый конкурсный день был расписан по минутам и проходил строго по регламенту.
14 мая – исполнение сочинений Якова Дубравина, Народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской консерватории, одного из лучших отечественных композиторов наших дней, пишущих вокальную музыку для юношества. Присутствовал автор, поскольку первый час трехдневного марафона прошел в формате «творческой встречи», за которой последовали и другие презентации сочинений ведущих ленинградских создателей хоровой музыки для подрастающего поколения. На встрече с Дубравиным студенты старших курсов МПУ и выпускники прошлых лет демонстрировали одно из самых искусных умений, полученных во время учебы в училище – исполнение соло камерно-вокальных сочинений под собственный аккомпанемент. Мало кому удается исполнять музыку в присутствии живого автора, доставляя ему очевидное удовольствие! Собственно, номинация «самоаккомпанемент» была включена и в число конкурсных прослушиваний, где выявились свои лидеры – обладатели специальных дипломов жюри.
После жеребьевки, определившей порядок прослушиваний, состоялась вторая творческая встреча- на этот раз с композитором Сергеем Екимовым, профессором, лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга и давним другом МПУ. Был презентован его новый авторский сборник «Музыка стихов» евангельского содержания, написанный на стихотворные тексты архиепископа Сыктывкарского Питирима ( Павла Волочкова). Светлая, пасхально-рождественская стихия этого сочинения создавалась и партией двух чтецов, мальчика и девочки, произносивших стихи того же источника, а музыку, весьма непростую для хорового исполнения, красочно исполнил титулованный Концертный хор «Перезвоны» ДШИ им. М.И.Глинки, под руководством заслужившего многочисленные лавры и овации дирижера Ларисы Яруцкой, которая работала также в конкурсном жюри. А «Музыка стихов» – мировая премьера, на которую специально приехал из Сыктывкара автор текстов Владыко Питирим, чья окладистая борода и внушительная фигура в рясе, с крестом на груди, вызвали особую атмосферу в зале, заставив вспомнить, что когда-то, сто с лишним лет назад, в этом зале размещалась домовая церковь детского приюта с алтарем на месте сцены…
Следующий день был полностью занят конкурсными выступлениями первого тура. Надо сказать, что формат нынешнего конкурса – не вполне очный. Учитывая затрудненность перемещений между городами и странами, оргкомитет разделил участников на две группы – «очников» в 4-х возрастных категориях от школьников до взрослых «профи» и «заочников», то есть тех, кто принимал участие дистанционно – конкурсантов из дальних российских городов, Белоруссии, Казахстана.
Последний день конкурса явил его участникам и зрителям еще две знаковые фигуры петербургской хоровой музыки: частого и всегда желанного гостя училища, необычайно востребованного во всем Петербурге композитора Сергея Плешака, доцента Санкт-Петербургской консерватории и лауреата премии Правительства города, а также его коллегу Евгения Петрова, тоже доцента Санкт-Петербургской консерватории, чьи многочисленные сочинения в разных жанрах исполняются ведущими музыкантами России и мира. Их опусы были исполнены в качестве финального аккорда конкурсного «марафона» двумя приглашенными коллективами: младшим хором ДШИ им. Глинки «Невская доминанта» ( руководитель и дирижер В.Гайнутдинова) и женским хором «Quellen» ( руководитель Е.Жукова, хормейстер В.Ильина). Кстати, еще два женских хора – II и III курсов МПУ, приняли участие в работе конкурса, исполняя многие сочинения из программ конкурсантов.
Только вечером третьего дня наступил «момент истины», самый волнующий этап – подведение итогов.
Итак, около 80 участников из 14 регионов страны, и Ближнего Зарубежья – получили в сумме внушительное количество лауреатских дипломов, поскольку в каждой категории – своя «лесенка» наград. Особенно повезло самым младшим ( уровень ДШИ) – у них самый богатый урожай лауреатских дипломов! Победа – у Тезениной Дианы, ученицы ДШИ им. Г.Свиридова ( Санкт-Петербург) и у Куан Айару ( Казахстан, Нур-Султан, спецшкола для одаренных детей при Казахском Национальном Университете искусств). Зато в очной группе «В» – это училища и колледжи – не было первого места, одно второе и три третьих! Все третьи места и второе получили студенты МПУ – Скачкова Яна, Кичайкин Денис, Шумилина Ксения, Вовна Анна. Молодцы, гордимся! В студенческой номинации Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры успешно конкурировал с гостями из Москвы – Академии хорового искусства им. В.С.Попова и МГК им. Чайковского. Победу поделили Москва и Питер: Чарикова Анастасия и Дмитриева Ирина. Категория взрослых «профи» – самая малочисленная, однако Диплом второй степени получила Елена Хачикян – педагог МПУ, чему мы рады.
Одна из наград конкурса запомнится многим: студентка РГПУ им. Герцена, родом из КНР, Цинь Шиюй, получила спецприз «За лучшее исполнение русской народной песни»!
Так закончились эти жаркие дни в концертном зале МПУ. Следующий, Шестой, надеемся, пройдет еще лучше и без всяких ограничений. На нем нас ждут небольшие изменения. Активность младших столь велика, что в следующем году они тоже пройдут состязание в два тура, как «большие». Появится также номинация молодых композиторов «Проба пера», пишущих для детских хоров. Ведь такой репертуар всегда на вес золота!

Spread the love