Вперед, в музыкальное прошлое Петербурга!

нина
6 декабря 2018 года в Большом зале МПУ состоялся концерт под названием «Фортепианная музыка петербургских салонов 1-й половины XIX века». Концерт стал завершающей акцией целого цикла мероприятий на одну тему, и все три части образовательного проекта составили объемную картину культурной жизни Петербурга начала позапрошлого века. Первый выход организатора, автора и рассказчика этой музыкальной «истории с продолжением» сопровождался аудиозаписями сочинений той поры, ко второму были привлечены отдельные исполнители «живой» музыки, а третий вечер представлял собой, по сути, лекцию-концерт, обширную программу которого исполнили студенты нашего училища.
Экскурсию в музыкальное прошлое Северной столицы провела для нас преподаватель фортепиано, кандидат искусствоведения Нина Рубеновна Мелик-Давтян, сделав это с настоящим просветительским энтузиазмом. Когда-то Нина Рубеновна не на шутку увлеклась изучением музыкального быта и культуры пушкинских времен, «раскопала» множество архивных документов, нот и других материалов, хранящихся в тиши петербургских библиотек. Однако, музыканту-практику мало собственных знаний, ему непременно нужно делиться приобретенным богатством, тем более если он – педагог и концертирующий пианист. Следуя такому убеждению, Нина Рубеновна и задумала этот интересный проект, открывший педагогам и студентам много неизвестных или забытых подробностей жизни эпохи, познакомила с именами, благодаря которым произошло стремительное движение к «золотому веку» русского искусства. Кто они, Даниэль Штейбельт, Карл Майер, Джон Фильд? Деятели русской культуры с англосаксонскими именами? Почему бы и нет? Ни для кого не секрет, насколько велик был интерес русской аристократии к европейской музыке. Как много талантов из Франции, Англии, Германии приезжали в Россию, оставаясь здесь порой на всю жизнь! С каким упоением Петербург и Москва рукоплескали Кларе Шуман, Ференцу Листу, Гектору Берлиозу… А мы, тем временем, поддавшись иллюзии пребывания в петербургских салонах 200-летней давности, слушаем очаровательные экзерсисы, этюды, новеллеты, ноктюрны в исполнении наших милых студенток, одетых, как подобает светским барышням, в длинные платья… Нина Рубеновна рассказывает просто и доступно, как будто лично знала Карла Майера и не раз бывала в доме графа Оленина. Поистине, этот концертный зал полон мистических тайн, и кто знает, возможно и наших юных пианисток слышал бессмертный дух Глинки или Пушкина в тот декабрьский вечер?