Концерт памяти В.В.Нильсена

photo_2018-10-10_00-19-49 Афиша 1 Концерт посвящение ВВН 19.10.2018 (2)19 октября в 17.00 в концертном зале МПУ прошел сольный концерт нашего уважаемого педагога и пианиста Александра Евгеньевича Григоренко. Александр Евгеньевич выступает с сольной программой каждый год, и всегда это становится личным высказыванием опытного педагога и артиста. На этот раз Александр Григоренко представил интереснейшую программу из произведений западно-европейской и русской классики. Такие сочинения, как Итальянский концерт И.С.Баха, Фантазия В.А.Моцарта с-moll, Соната №7 Л.-ван Бетховена, Скерцо №1 h-moll Ф.Шопена, «Воспоминание о мазурке» М.И.Глинки — ставят перед исполнителем непростую задачу. Ведь эти сочинения популярны, репертуарны и у всех музыкантов на слуху. Известную музыку играть труднее всего, и творческая смелость пианиста вызывает уважение, как и его замечательная работоспособность, позволяющая подготовить для сольного выступления столь объемную и значительную программу. Однако, само посвящение состоявшегося концерта говорит о происхождении и этой смелости, и творческого азарта Александра Евгеньевича. Владимир Владимирович Нильсен, портрет которого украсил афишу концерта — педагог Григоренко, у которого он учился в консерватории. Ниже привожу текст А.Е.Григоренко, посвященный Учителю.

Владимир Владимирович Нильсен (1910-1998) -выдающийся музыкант, пианист, органист, профессор Ленинградской – Санкт-Петербургской и Киевской консерваторий.
Концерты Владимира Владимировича всегда были крупным событием в музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Владея поистине огромным репертуаром он до конца жизни постоянно пополнял его новыми произведениями.
Практически весь Шопен, Бетховен, Бах. Широко представлена русская фортепианная музыка – Глинка, Чайковский, Мусоргский, Лядов, Римский-Корсаков, Рахманинов. На русских программах выдающегося артиста неизменно присутствовали члены кафедры русской музыка консерватории.
Одной из вершин творчества музыканта была интерпретация произведений Шопена.
Артистическим подвигом можно назвать исполнение Владимиром Владимировичем грандиозного цикла «32 Сонаты Бетховена»
Игра В.В. Нильсена отличалась глубиной проникновения в замысел автора, неповторимостью творческой индивидуальности, искренностью и благородством.
Огромное влияние на развитие фортепианного искусства В.В. Нильсен оказал как профессор, воспитатель огромной плеяды талантливых учеников.
В нашем училище в разные периоды работали Плисецкая, И.Ю. Родэ, М.Г Анцыполовская (Кутик), Л.С. Делиникайтис, С.Г. Денисов, Ю.М. Федотов, Я.А. Гельфанд, В.В. Орехов, А.М. Федоровский, Л.А. Мельникова, Л.А. Войшвилло, А.Е. Григоренко.
Мне посчастливилось учиться у Владимира Владимировича, но и после окончания консерватории в 1977 году мы поддерживали творческие и человеческие контакты вплоть до его кончины.
Учиться у Владимира Владимировича Нильсена было счастьем и в тоже время большой ответственностью. Общие уроки были по средам в 10 классе консерватории. Класс всегда был полон гостей из всех консерваторий Советского союза. И, конечно же, присутствовал весь класс. Играть в такой обстановке было более ответственно чем на концерте или экзамене. И даже на первый урок все произведения приносились наизусть.
Помню, как однажды в класс пришла Татьяна Петровна Николаева (тоже ученица В.В. Нильсена, но в то время уже профессор Московской консерватории), скромно села сбоку и слушала урок нашего любимого учителя.
Творческое кредо В.В. Нильсена прежде всего определялось высочайшим уровнем его душевных качеств.
В конечном итоге всё определяется ЭТИКОЙ, любил говорить профессор, то есть тем уровнем ответственности перед замыслом АВТОРА, на которое способен исполнитель. Глубочайший анализ текста на основе теории музыки, гармонии, полифонии, принципов артикуляции.
Мы, ученики. с удивлением начинали замечать, что положения теории музыки, полифонии и гармонии напрямую влияют на качество исполнения и проникновение в замысел автора. Учились различать исполнение таких структур, как «задержание», «предъём» или проходящий «диссонанс».
Ну, а фраза «ритмическая ровность – это закономерная неровность» стала известным афоризмом в среде образованных музыкантов.
Очень большое внимание уделял Владимир Владимирович связи музыкального ритма и формул поэтических структур – ямб, хорей, амфибрахий…
Аналитическая работа не мешала целостному восприятию музыки благодаря блестящему показу на уроках и активной концертной деятельности Владимира Владимировича. Большой и Малый залы Филармонии, Капелла, малый зал им. Глазунова, гастроли в других городах Советского Союза.
Мы, студенты, обязательно посещали все концерты нашего учителя, и никакие обстоятельства не могли помешать этому.
В 1978 году после окончания консерватории я проходил военную службу в армии в небольшом городке недалеко от Риги.
Владимир Владимирович написал мне, что будет в Риге с концертом и мастер — классом. Было очень сложно получить увольнение в рабочие дни, но я все же добился двух увольнительных, чтобы посетить концерт и мастер — класс В.В. Нильсена.
Другим краеугольным камнем творческого кредо Владимира Владимировича была эстетика. Сам В.В. Нильсен не часто об этом говорил, но совершенно очевидно, что ему была конечно близка эстетика наивности французских клавесинистов (Рамо, Куперен, Дакен), эстетика духовности (Бах, Гендель), эстетика прекрасного мира (Гайдн, Моцарт, Бетховен), эстетика внутреннего мира романтической личности (Шопен, Шуберт, Шуман, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Лядов, Глазунов и другие романтики).
Появившаяся в начале XX века эстетика экспрессионизма не была близка творческой индивидуальности Владимира Владимировича.
Владимир Владимирович Нильсен — выдающийся представитель русского романтического пианизма XX века.

А.Е.Григоренко. Октябрь 2018 года